Зум-объектив Canon EF 11-24mm f/4L USM: самый широкоугольный объектив для полнокадровых зеркалок

В ситуaцияx сo слoжным и смeшaнным xaрaктeрoм oсвeщeния бaлaнс бeлoгo кoррeктирoвaли вручную. Xрoмaтичeскиe aбeррaции прaктичeски нeзaмeтны в цeнтрe кaдрa, нo нa крaяx — зaмeтны, дeржaтся нa урoвнe 5%. При этoм oбъeктив дeржит oчeнь высoкoe рaзрeшeниe в диaпaзoнe f/4 — f/16 и в цeнтрe кaдрa, и нa крaю. Нo для oбeспeчeния этoй eгo вoзмoжнoсти при кaдрирoвaнии нужнo быть прeдeльнo внимaтeльным, чтoбы нe дoпустить вoзникнoвeния пeрспeктивныx искaжeний (сxoждeния пaрaллeльныx линий пo гoризoнтaли и вeртикaли). Вo-втoрыx, уникaльнoстью. Скoрee всeгo, oбъeктив зaщитoй нe oблaдaeт, тaк чтo тeм, ктo нaмeрeн испoльзoвaть eгo для съeмки в гoрax (нaпримeр), придeтся зaщищaть eгo сaмoстoятeльнo. Дaвaйтe пoсмoтрим нa ТТX oбъeктивa, чтoбы срaзу пoнять, чeм eщe oн мoжeт пoxвaстaться. Звeнигoрoд Мoскoвскoй oбл.17 мм; F8; 1/500 c; ISO 100
В тaкиx идeaльныx услoвияx oбъeктиву рaбoтaть лeгкo, и oн дeмoнстрируeт, пoжaлуй, мaксимум свoиx вoзмoжнoстeй. Пeрeдний элeмeнт крутым гoрбoм выпячивaeтся впeрeд, и сooбрaжeния eгo сoxрaннoсти пoтрeбoвaли снaбдить oбъeктив нeсъeмнoй блeндoй, кoтoрaя сoвeршeннo нe зaщищaeт oт бoкoвoй зaсвeтки, нo выпoлняeт функции «прeдoxрaнитeля» крупнoгo нaружнoгo стeклa. Дaвaйтe пoсмoтрим нa этo явлeниe eщe рaз в тoй жe гeoгрaфичeскoй лoкaлизaции, пoвeрнув оптическую ось объектива примерно на 90° в горизонтальной плоскости. Что касается высокой цены объектива, то она вполне оправдана. Но к чему все это? Во-первых, высоким уровнем характеристик. При этом у нас нет данных о его пыле- и влагозащите. Конечно, на самых краях кадров по длинным сторонам заметно падение резкости, но общая картина достаточно приятная. Разрешение, аберрации (лабораторный тест)
Фокусное расстояние 11 мм

При сверхшироком угле наш объектив дает заметную дисторсию по вертикали (порядка −3,8) и умеренную дисторсию по горизонтали (порядка −0,96). Впрочем, эффект выражен слабо и не портит снимков. Данные Exif сохранены и доступны при загрузке. Вот еще одно фото при искусственном освещении в выставочных залах музейного центра «Новый Иерусалим», сделанное при 21 мм; F4; 1/40 c; ISO 320. Извинимся за АББ: он, вероятно, не понял этого обстоятельства и представил сцену неверно; внутрикамерная коррекция (слева вверху) сделала спектр более желтым, и только ручные установки (справа внизу) позволили довести все «до ума». И тем не менее, примерно на 10 часах хорошо заметна целая «стая зайцев» — отражений с поверхностей линзовых элементов нашего подопечного. Из официальных источников нам известно, что в схеме используются асферические и низкодисперсионные линзы. Причем светосилу и качество картинки обеспечивают, в частности, три разных покрытия линз объектива. Впрочем, при столь значительных углах обзора, как у нашего подопечного, на открытом воздухе солнце довольно часто попадает в кадр, и вывести его за пределы поля обзора невозможно, не исковеркав композицию. Самые мелкие детали изображения воспроизведены во всех подробностях как в ярких светах, так и в глубоких тенях. Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Но «прелести» контражура обнаруживаются как результат работы автоматики камеры Canon 5D Mark IV: на левом снимке из-за угрозы переэкспонирования ярких светов автоматика допустила недодержку в тенях примерно на 1,5 ступени (что при столь выраженном перепаде яркостей вполне объяснимо), а на правом фото видно, что экспозиция была рассчитана по теням в центре, и небо оказалось чуть пересвеченным. Надеемся, результаты теста нас не разочаруют. Разумеется, при таком переднем «стекле» навинтить дополнительный фильтр практически невозможно. На этом кадре хорошо видно, насколько сильно выдается передняя линза. Мы познакомились с внешним видом Canon EF 11–24mm f/4L USM и даже увидели его в разрезе, так что смогли составить некоторое представление о том, насколько сложно он устроен. А вот снова церковь Александра Невского в поселке Княжье Озеро, но теперь на ее колокольню проецируются те самые «зайцы», которых так не хочется видеть. Они (по паспортным характеристикам) лишь немногим уступают Canon EF 11–24mm f/4L USM, и высокая цена первого конкурента лишь подчеркивает разумную цену Canon EF 11–24mm f/4L USM. Истра Московской обл.11 мм; F8; 1/125 c; ISO 100
На этом фото можно по достоинству оценить и широчайший охват сцены, и влияние перспективных искажений: вертикальные линии расходятся кверху, но это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть активность арки, расширяющейся снизу наверх. Добавим позитива. АББ кренится в сторону холодных тонов, но это можно понять, поскольку снимали мы в помещении, а основной свет — вторично отраженный дневной, падающий из окон. Объектив рисует в кадре правильные прямоугольники почти без видимых признаков дисторсии. JPEG из камеры
без коррекции

приложение профиля в Adobe Camera RAW
+1 EV и коррекция цветности вручную

Верхний левый вариант показывает, как работает автомат: дисторсия и виньетирование исправляются, недодержка компенсируется наполовину. При этом использовали следующие параметры:
приоритет диафрагмы,
центрально-взвешенный замер экспозиции,
однокадровая автоматическая фокусировка,
фокусировка по центральной точке,
автоматический баланс белого (АББ). Мы назвали двух основных конкурентов нашего героя — это объективы Sony FE 12–24mm f/4 G и Sigma 12–24mm f/4 DG HSM Art. Снимок сделан при фокусном расстоянии 24 мм; F8; 1/1250 c; ISO 100 в разных вариантах постобработки. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра. Мы не стали здесь помещать оптическую схему Canon EF 11–24mm f/4L USM (ее довольно просто найти в Сети). Освещение очень благоприятное: с одной стороны, желанный солнечный свет, а с другой — свет не слишком интенсивный, так как фильтруется легкой облачностью, и тени поэтому достаточно мягкие. Не слишком явное падение резкости можно заметить в самых дальних углах. Но при этом мы убедились, что словесные характеристики на сайте производителя соответствуют действительности: объектив очень быстро фокусируется, дает весьма качественную картинку и обладает довольно высокой светосилой. В этом классе объективов Canon добился рекордного фокусного расстояния 11 мм и рекордного угла обзора — 126°05′ — 84°00′ по диагонали. И в тесте сверхширокоугольных зум-объективов Canon EF 16–35mm на ФР = 16 мм мы видели весьма заметную вертикальную дисторсию порядка D = −2,9. Единственным аналогом (но для дальномерных камер Leica и «беззеркалок» Sony) является Voigtlander Hyper Wide Heliar 10mm F5.6, обошедший нашего сегодняшнего героя на 1 мм. Это помогает точно передать фактуру стен и даже дает нам возможность прочитать, чей портрет висит справа. Кстати, от «зайцев» не осталось и следа. Но для широкоугольных прямолинейных объективов это нормальная картина. Звенигород Московской обл.11 мм; F8; 1/1000 c; ISO 100
Церковь св. Приведем опять четыре картинки с разным подходом к коррекции при постобработке. Но это мало о чем говорит — такими линзами сегодня оборудован почти каждый объектив. К тому же они не всегда различимы при кадрировании, и их часто можно обнаружить лишь post factum, когда поделать уже ничего нельзя. Этот оптический инструмент очень требователен к фотографу, так как недолго испортить снимок появившимися не к месту перспективными искажениями и паразитными отражениями с поверхностей линз («зайцами»). Уточним: речь идет о прямолинейном зум-объективе, то есть о зуме, который старается прямые линии оставить прямыми, хотя на краю кадра они, как правило, все равно становятся дугами. Следующие два снимка требуют от Canon EF 11–24mm f/4L USM побольше, чем предыдущий. Только в диапазоне f/6,3 — f/13 оно поднимается выше 0,8 линии на пиксель, а по краям рабочего диапазона (f/4 — f/22) падает до 0,6–0,65 линии. Его можно использовать не только по основному назначению, то есть для съемки пейзажей и ландшафтов, но и для репортажа, особенно если хорошо продумать сюжет снимка и использовать всю специфику «широкого угла» на благо замыслу. К тому, что даже после поворота на 90° при сохранении такого же вертикального наклонения, как на предыдущем снимке, мы вновь видим рефлексы с поверхностей линз, но уже на 12 часах. Итог по практической фотосъемке
Canon EF 11–24mm f/4L USM — уникальный, не имеющих аналогов в «зеркальном мире» объектив с максимально возможным на сегодняшний день углом обзора. Поскольку передняя линза объектива выпуклая (сильно выпуклая), он оборудован несъемной блендой, которая по совместительству защищает переднюю линзу от механических повреждений. Но на краю кадра разрешение заметно отстает. Отличная работа! Фокусное расстояние 24 мм

Увеличиваем фокусное расстояние до 24 мм. Хроматические аберрации почти незаметны в центре кадра и умеренно заметны на краю. Фокусное расстояние 16 мм

Переходим к среднему фокусному расстоянию 16 мм. JPEG из камеры
без коррекции

приложение профиля в Adobe Camera RAW
+1 EV и коррекция цветности вручную

Исходный вариант освещения — светодиодные лампы «белого» света. JPEG из камеры
без коррекции

приложение профиля в Adobe Camera RAW
+1 EV и коррекция цветности вручную

Вновь для получения удовлетворяющего нас результата требуется ручная работа (вариант справа внизу). Храм Рождества Богородицы. Здесь мы видим знакомые «змейки»: вертикальные прямые линии начинают изгибаться «змейками». Еще мы знаем, что Canon EF 11–24mm f/4L USM — уникальный сверхширокоугольный зум-объектив (что объясняет его весьма высокую цену). Но создатели Canon EF 11–24mm f/4L USM на этом фокусном расстоянии умудрились почти полностью избавить объектив от дисторсии (по вертикали D = −0,74). Музейно-выставочный центр «Новый Иерусалим». Правда, стоимость второго конкурента ставит ее под сомнение, но для сравнения этих объективов недостаточно даже полноценного лабораторного теста. Прикроем диафрагму, как это принято при съемке ландшафтов, и установим среднее фокусное расстояние. Тип
сверхширокоугольный зум
Средняя цена

виджет Яндекс.Маркет

Розничные предложения

виджет Яндекс.Маркет

На сайте производителя герой нашего теста называется прямолинейным зум-объективом с самым широким углом обзора (по состоянию на 6 февраля 2015 г.). Мы не знаем, какую практическую ценность может иметь подобное решение, так как за 40-летнюю практику фотографии никогда этим не пользовались. Только прямое вмешательство при постобработке (вариант справа внизу) позволяет придать снимку должный вид, причем для этого требуется поднять исходную экспозицию на одну ступень. Однако все это не имеет отношения к специфике работы оптики… А вот и она, эта самая специфика. Мы сходу насчитали десять артефактов. Кроме оценки дисторсии мы в последних обзорах приводим угловой фрагмент снимка — он хорошо демонстрирует, как искажаются прямые линии на периферии кадра. При рассматривании снимков в масштабе 1:1 чуть смущают «шумовые загрязнения», которым впору быть менее выраженными при относительно невысоких ISO, но это вина не оптики, а камеры. Истра Московской обл.11 мм; F8; 1/250 c; ISO 100
Солнца в кадре нет, оно за пределами поля зрения объектива. АББ отработал хорошо и не ошибся. При своей уникальной сверхширокоугольности Canon EF 11–24mm f/4L USM может похвастаться очень хорошо выправленной дисторсией: даже на 11 мм мы наблюдаем лишь умеренную «бочку», а на более длинных фокусных расстояниях дисторсия практически сведена к нулю. Практическая фотосъемка
Полевые испытания объективов мы проводили в связке с камерой Canon EOS 5D Mark IV. На следующем снимке музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» в контражуре (11 мм; F11; 1/1000 c; ISO 100) можно наблюдать очень приятную глазу «лучистость» солнца. Цветопередача адекватная, если меньше доверять АББ камеры и брать дело в свои руки. Остальные фотографии мы решили собрать в галерее (в конце статьи) без дополнительных комментариев и подписей. Саввино-Сторожевский монастырь. В теории объектив можно использовать и с камерами формата APS-C c байонетом Canon EF-S. «Хроматика» также остается практически незаметна в центре кадра, но на краю колеблется в диапазоне от 4% до 8%. Мы достаточно сильно «прикрыли» диафрагму, но при ее девяти скругленных лепестках картина получается очень привлекательной. Поэтому «противосолнечный талант» для такой оптики следует считать обязательным качеством. Данных по его защите от пыли и влаги у нас нет. светлая сцена
темная сцена

Нам представляется, что результаты вполне хорошие. Лишь на «коротком фокусе» 11 мм разрешение на краю кадра заметно отстает от центра. Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Обе сцены в контровом свете, и хотя солнце полуприкрыто, контраст облаков и неба несколько снижен из-за неблагоприятного освещения. Так что мы плавно переходим к лабораторному тесту, который покажет нам, какую картинку выдает Canon EF 11–24mm f/4L USM. На практике это чаще всего применяется для подчеркивания фактуры облаков на небе и для добавления привлекательности «сумасшедшей геометрии» — например, как на первом снимке, который мы предлагаем вниманию читателей. Вид сзади нас ничем не удивит, здесь мы видим обычный байонет Canon EF. Светлая сцена слева снята при 11 мм и ISO 800, темная сцена справа — при 13 мм и ISO 500. Именно из-за шумов страдает детализация в дальних углах обеих фотографий. Резкость в центре кадра отличная, по краям — хорошая. По этой причине нашему подопечному нельзя вкрутить спереди традиционные светофильтры, но можно использовать гелевые, для которых предусмотрена монтажная рама позади задней линзы. Условия съемки этой сцены были отличными, словно по заказу. Резкость в кадре отличная, детализация богатая. Здесь, на относительно узком угле, дисторсия становится «подушкообразной», но почти такой же малозаметной, как на ФР = 16 мм: не более D = 1,4 по вертикали. Разрешение
Хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
центр кадра
край кадра

на всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22

Разрешение продолжает оставаться на очень высокой отметке, выше 0,8 линии на пиксель, практически во всем диапазоне раскрытия диафрагмы. Хотя (тоже странно!) производитель не уточняет, какие именно покрытия нанесены на линзы Canon EF 11–24mm f/4L USM. Так что данные для нашей таблицы пришлось собирать по крупицам на заслуживающих доверия источников. Княжье Озеро Московской обл.13 мм; F8; 1/800 c; ISO 100

Солнце слегка маскировано облачностью, поэтому никаких паразитных эффектов в виде рефлексов с поверхностей линз мы не видим. Он рисует почти идеально правильные прямоугольники без следов «подушки» или «бочки». Что и говорить, это довольно неприятно и весьма обидно. Разрешение
Хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
центр кадра
край кадра

на всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22

При этом разрешение в центре кадра держится на очень высоком уровне — выше 0,8 линии на пиксель от самой широкой диафрагмы и до f/16. Производитель
Canon
Дата анонса
февраль 2015 г. Галерея

Авторские альбомы фотографий Михаила Рыбакова можно посмотреть здесь:
Редакция выражает благодарность компании Canon за предоставленную на тестирование фототехнику Объектив у Canon получился довольно тяжелым, со сложной оптической схемой. Даже в масштабе 1:1 видим, что резкость очень высока не только в центре кадра, но и на самом краю. Крышка крепится к бленде. Насколько нам известно, этот рекорд и по сей день остается рекордом; сделать зум для полного кадра с фокусным расстоянием 11 мм — задача архисложная. Итоги лабораторного теста
Теперь мы можем подвести итоги лабораторных тестов. Управление объективом обычное: у него есть переключатель «Ручной/Автоматический АФ», шкала фокусировки и два кольца для зумирования и ручного фокуса. Однако он лишен автофокуса, проигрывает целую ступень в светосиле, и его никак нельзя установить на зеркальные камеры из-за слишком малого рабочего отрезка. Кстати, кроме пятен заметны еще и лучистые артефакты. Безусловно, это допустимо (даже при фокусном 21 мм) и должно исправляться при приложении профиля, но аберрации почему-то не удаляются до конца. Несмотря на относительно невысокие ISO 320, заметен шум (вина камеры), который скрадывает детали изображения и, например, делает совершенно неразличимым текст атрибуции портрета девочки на колонне — предполагалось, что будет читаемым хотя бы название. Но смысла в этом нет никакого: при увеличении фокусного расстояния объектив потеряет свою уникальную сверхширокоугольность. Да и вообще, мы столкнулись с довольно странной ситуацией, когда не обнаружили спецификации ни на русском, ни на английском сайте Canon, а на американском — только краткий перечень характеристик. Для сравнения: близких результатов добились создатели Sony FE 12–24mm f/4 G (максимальный угол обзора 122°00′ — 84°00′, цена порядка 135 тысяч рублей) и Sigma 12–24mm f/4 DG HSM Art (максимальный угол обзора 122°00′ — 84°06′, цена порядка 95 тысяч рублей). Конструкция, дизайн, управление
Итак, мы уже установили, что Canon EF 11–24mm f/4L USM — объектив солидный, весит почти 1,2 кг. Вознесенский собор. Это можно измерить, это видно по тестовым фотографиям. Значительно лучше выглядит другой снимок, сделанный там же при F4; 1/30 c; ISO 250. Ситуацию осложняет то, что упомянутые отражения возникают не только в тех случаях, когда обнаженное солнце попадает в кадр, но и просто при неподходящем угле падающих лучей. Если учесть, насколько широкое пространство объектив «сворачивает» в прямоугольный кадр, даже заметная вертикальная дисторсия демонстрирует классную работу оптики. На самом деле, 16 мм только для героя нашего теста можно назвать «средним» фокусным расстоянием, а по общим меркам оно весьма широкоугольное. Мы полагаем, что Canon EF 11–24mm f/4L USM — ценнейший инструмент для профессиональной работы. И лишь на самой узкой f/22 падает до 0,7 линии. Общие впечатления
Canon EF 11–24mm f/4L USM крупноват в длину и ширину и весьма тяжел, но такова разумная плата за возможность использовать максимальный угол обзора при фокусном 11 мм — аналогичной возможности нет у других объективов Canon и вообще полнокадровой оптики для зеркальных камер. Коллекция русского искусства XVIII–XX вв. праведного Александра Невского. Впрочем, подобные искажения иногда помогут сделать снимок более выразительным, причем выраженность такого акцентирования будет тем сильнее, чем больше угол обзора. Есть еще нигде не декларируемые надежность, скорость фокусировки при недостаточном освещении… В конце концов, лучшим обоснованием цены служит репутация производителя —, а с репутацией у корпорации Canon все хорошо. Несмотря на относительно небольшую длину 132 мм, объектив кажется довольно крупным, его максимальный диаметр больше 10 сантиметров (108 мм). А на самой узкой f/22 падает до 0,7 линии (что тоже очень и очень неплохо). Детализация отличная в центре и хорошая на периферии. Но фотографируемое пространство прямолинейный объектив искажает не так сильно, как «рыбий глаз». На практике это означает более значительные трудозатраты при постобработке, но с лихвой окупается качеством полученного результата. Приложение профиля в Adobe Camera RAW делает то же, но оставляет более заметной недодержку. Показываем четыре картинки с разными вариантами коррекции при постобработке. Причем на краю кадра разрешение лишь незначительно отстает от центра. Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде несжатых RAW-файлов, которые впоследствии подвергались преобразованию в JPEG со минимальной компрессией. Как видите, максимальный диаметр определяется передней линзой, а за ней объектив становится заметно у́же. Разрешение
Хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
центр кадра
край кадра

на всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22

Разрешение и в центре кадра, и на краю остается очень высоким вплоть до диафрагмы f/18, и только на самых узких f/20 и f/22 оно сильно падает в центре кадра и очень сильно на краю. Впрочем, невероятное случается только в сказках, и было бы наивно ожидать отсутствия рефлексов у оптического инструмента с минимальным фокусным 11 мм. Истра Московской обл. Отличные «лучики» вокруг солнца при F11 и ни следа паразитных отражений
Получается, что Canon EF 11–24mm f/4L USM при съемке в контражуре заставляет фотографа быть очень внимательным к таким обстоятельствам, как высота стояния солнца, даже если его нет в кадре. Вместо схемы поместили фотографию объектива в разрезе — эта фотография лучше схемы показывает, насколько сложна конструкция сверхширокоугольного зума. А «хроматика» продолжает радовать нас в центре кадра (здесь ее практически не видно) и чуть-чуть печалить на краю (держится на уровне порядка 5%). Еще раз подчеркнем, что объектив Canon EF 11–24mm f/4L USM является уникальным сверхширокоугольным прямолинейным зумом. Но в конце концов потребитель покупает не сложность, а возможности, качество работы. Технические характеристики
Байонет
Canon EFсовместим с байонетом Canon EF-S, может использоваться с камерами APS-C
Фокусное расстояние
11 — 24 мм для полного кадра17,6 — 38,4 мм для формата APS-C
Максимальная диафрагма
f/4,0
Минимальная диафрагма
f/22
Число лепестков диафрагмы
9 (круглое отверстие диафрагмы)
Оптическая схема
16 элементов в 11 группах
Минимальная дистанция фокусировки
0,28 м
Угол обзора
126°05′ — 84° по диагонали (для полного кадра)
Максимальное увеличение
0,16× для полного кадра
Автофокусировка
внутренняя
Привод автофокуса
кольцевой ультразвуковой привод (USM)
Стабилизация
нет
Защита от пыли и влаги
нет данных
Резьба для светофильтров
нет
Размеры (диаметр/длина)
∅108/132 мм
Вес
1180 г
Особенности

сверхширокий угол обзора
металлический корпус
постоянная светосила во всем диапазоне фокусных расстояний
минимальная дистанция фокусировки — 0,28 м

Здесь, кроме необычайно широкого угла (максимум — 126°05′ по диагонали), мы не увидим ничего сверхъестественного. Обратимся к снимкам в Вознесенском соборе Звенигорода, сделанным при максимально раскрытой диафрагме и выдержке 1/40 с. Анализ качества изображения
Следующий кадр скомпонован классически, чтобы не допустить возникновения перспективных искажений. Но по краям кадра в масштабе 1:1 заметны выраженные хроматические аберрации (слева фиолетовые, справа красные). Периферийная нерезкость выражена меньше, чем в предыдущих сериях — по-видимому, спасает более высокий контраст деталей. А что же при съемке в помещении? Поэтому у Canon EF 11–24mm f/4L USM нет резьбы для фильтров.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.